Этнографический музей под открытым небом г. Козьмодемьянска
Он уникален тем, что рассказывает о культуре и быте малочисленного народа - горных мари, местом компактного проживания которого является правобережная часть республики. Этнографический музей под открытым небом
находится на горе. Открыт в 1983 году, когда часть зданий, оказавшихся
в зоне затопления Чебоксарского водохранилища, были перенесены на
высокий берег Волги. В настоящее время в музее находятся около двух
десятков деревянных строений, из которых самое заметное — работающая
шатровая ветряная мельница, видная из многих частей города. Специфика
музея состоит в том, что он целиком посвящен этнографии горных марийцев
— собственно, это единственный в России музей под открытым небом,
посвященный какой-либо национальной (не русской) культуре. Кроме этого,
он замечателен тем, что практически во все помещения можно войти, все
предметы можно посмотреть, иногда
потрогать
Коллекции музея состоят из хозяйственных построек:
ветряной мельницы, кузницы, жилой избы, амбаров, бани по - черному,
бани по - белому и многих других,
тончайшая горномарийская вышивка
В мифологических преданиях марийского народа есть красивая легенда о
том, что Дочь Солнца когда-то спустилась на землю и вышла замуж за сына
простого деревенского мужика. И научила небесная посланница своих земных подруг чудесному искусству вышивания. От того и традиция пошла, оттого, видно, и цвет белый в особой чести у марийцев.
Увеличить
В старину марийцы утверждали: человек, испивший «живой воды» из сказочного родника народного творчества, прикоснувшийся душой к истокам национальных традиций, становится неприступным для любых жизненных невзгод и телесных хворей. Голубой лентой, синей нитью узора, яркой волнистой линией вошла потому «живая вода» в образную символику традиционного марийского орнамента. Местный писатель К. Васин очень уж точно рассказывает о традиционном марийском орнаменте. Берешь одежду, - пишет он, - и как бы читаешь:
- Мы издавна жили среди елей и сосен, говорит узор, напоминающий своими очертаниями деревья;
- Лоси и олени бегали в наших лесах, сообщает узор, похожий на ветвистые рога;
- Гуси-лебеди пролетали над нами, - добавляет вышивка, напоминающая птичий клюв;
- Любили мы нежную траву, выросшую среди леса, - поет зеленая нить узора;
- Любовались мы чистым небом и ясным солнцем, - присоединяется к голосу зеленой нитки голубая и красная. (1, с. 435)
Площадь музея составляет более пяти гектаров. На его территории
построено более 60 различных объектов и строений, собрано свыше 2000
экспонатов старины, предметов труда и быта горных мари. Здесь собрано все типичное, характерное для старинных поселений, жилищ и надворных построек, хозяйственного
и бытового инвентаря марийских крестьян. Представленные в нем объекты и
экспонаты дают полное представление о хозяйственных занятиях,
постройках, жилищах, транспортных средствах, орудиях труда, бытовой
утвари крестьян.
Как возник музей? Когда, значит, Чебоксарское водохранилище стали наполнять водой, возникла реальная угроза исчезновения и шедевров народного зодчества. Вот почему самые искусно выстроенные в низине дома, подсобные помещения и даже красавицу ветряную мельницу перенесли на гору, поставили на высокое место, где будущие экспонаты музея народного быта и стояли до поры до времени, ждали своего часа. А официальное открытие музея состоялось только в 1983 году. Приурочено открытие было к 400-летнему юбилею города Козьмодемьянска. Посещая
музей под открытым небом, будем помнить, что этнография народов
Поволжья вещь весьма и весьма тонкая. Даже изысканная. Не всякому она
во всей полноте и прелести открывается. Прежде всего уже потому, что
представлена она продуктами творческого труда и татарского, и русского,
и марийского, и чувашского народов. Вроде бы все вперемежку, а вместе с
тем и порознь. Но, конечно же, при внимательном и глубоко искреннем
рассмотрении, мы без особого труда можем найти и существенные отличия.
В марийских национальных традициях существует неписаное золотое
правило: полюбил девушку - сложи песню, приехал долгожданный гость -
песенными словами раскрой перед ним душу свою, уходит человек в чужедальнюю сторону, в далекую суровую Сибирь, осваивать непаханые земли, - на прощание сложи свою заветную песню. Если спою, Песня останется, Если пройду по земле, То след останется.
Так поется в одной старинной марийской песне.
А о посещении города Козьмодемьянска, его искренних, открытых душой людях у нас, я уверена, обязательно добрая память сохранится на долгие годы. На себе это испытала. Не первый раз в Марийских краях бывать выходило.
|