ЗАМОК ШЕРЕМЕТЕВЫХ
В месте впадения реки Ветлуги в великую реку Волгу, на границе
Нижегородской области и Республики Марий Эл, находится посёлок Юрино,
ранее называвшийся село Архангельское. Здесь расположен уникальный
замок, который с давних времён именуют "жемчужиной" Поволжья. Замок
похож на средневековый, с зубчатыми башнями, с цветными витражами, и
прозрачным куполом зимнего сада.
![IMG_8029](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11314.jpg)
Овеянный легендами, он манит неведомой таинственностью и своеобразной
красотой, уводит в глубокую старину…Немного сооружений найдется на
средней Волге, подобных дворцу Шереметевых.
Расположение замка и его парка в благоприятных природных условиях:
близость рек Волги, Суры, Ветлуги, наличие на значительных площадях
девственных лесов сосны, дуба, березы, ели и других пород - привлекала
русских художников, писателей, историков. В замке бывал Короленко,
который описал его достопримечательности, посещал замок художник
Айвазовский. Местный ландшафт способствует снятию стресса. В своё
время для строительства этого замка понадобилось создать вокруге целую
инфраструктуру. Возник кирпичный заводик, который производил и черепицу
для крыши, текстильный завод. Сделали «подсобное хозяйство», где
выращивались на только традиционные для наших мест овощи-фрукты, но и
всякая экзотика в теплицах – апельсины, лимоны, и т.д. Чтобы
обслуживать замок, тоже требовалось немало людей и труда, поэтому в конце XIX – начале XX века в Юрино был самый расцвет. Но
печальна судьба “народного достояния”: в революционные годы отсюда были
вывезены в Нижний Новгород ценные коллекции предметов и картин, оружие
и очень дорогая мебель, почти музейные экспонаты, богатая библиотека,
атрибуты, так называемой, “восточной комнаты” исчезли бесследно. Открываются
двери (сохранившиеся еще с тех времен!), мы заходим гурьбой внутрь.
Останавливаемся у надписи на полу: “Salve”, что по-латински означает –
“здравствуй”.
![IMG_7993](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11282.jpg) Далее
широкая гранитная лестница ведет нас в бывший зимний сад, расположенный
под большим стеклянным куполом. Здесь устроены узорные витые решетки, а
в оранжерее раньше росли пальмы и другие южные самые диковинные
растения и цветы.
![IMG_7995](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11283.jpg)
Купол над зимним садом. Раньше он был из хрусталя.
![IMG_7997](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11285.jpg) Из зимнего сада можно попасть в длинную залу, где находилась картинная галерея.
![IMG_7978](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11266.jpg)
![IMG_7980](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11268.jpg)
![IMG_7981](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11269.jpg)
![IMG_7982](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11270.jpg)
![IMG_7983](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11271.jpg)
![IMG_7984](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11272.jpg) Огромная
резная деревянная дверь соединяет бывшую картинную галерею с большой
гостиной, в которой из мебели лишь широкий древний камин эпохи
Возрождения, а по преданиям здесь же находилась одна из статуй
Афродиты, вывезенная графом из Греции. По словам нашего гида, в
северной части замка была расположена комната, называемая “кабинетом
Скобелева”, где размещалась богатейшая коллекция оружия разных эпох. В
коллекцию входило и именное оружие, принадлежавшее знаменитому генералу
Скобелеву. Далее мы следуем в “восточную” или “красную” комнату. От
былой пышности и богатства (а раньше она была вся в позолоте и
персидских коврах) остались лишь одиноко стоящие малахитовые колонны,
росписи плафона и остатки керамических решеток окон. А на полу,
инкрустированном цветным материалом, сохранились загадочные надписи.
![IMG_8006](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11294.jpg) Восточный кабинет. Камин.
Из
“восточной” комнаты дверь ведет в библиотеку, через которую можно
пройти в кабинет владельца замка или так называемую “дубовую комнату”,
где потолок, косяки, двери были выполнены из дуба. Комнаты, коридоры,
лестницы, балконы, террасы, сводчатые перекрытия и прорезанные в
массивных стенах окна в форме круга или узких бойниц, ходы-сообщения,
связывающие одни части замка с другими – все напоминает огромный лабиринт.
Еще
одна винтовая лестница. Она уводит нас вверх, на смотровую площадку
главной башни. А там с тридцатиметровой высоты нашему взору открывается
захватывающая картина: все Юрино – как на ладони, а какой вид на Волгу!
![IMG_8008](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11296.jpg) С
обзорной стороны башни открывается вид на территорию усадьбы, поселок и
Волжские просторы. До наших дней в основном сохранилась планировочная
структура усадьбы с Южной площадью перед замком и подступающим к ней
лесопарком. Раньше Южная площадь, обращенная к Волге, представляла
собой волшебную плантацию прекрасных цветов с огромным фонтаном,
беседкой в юго-западной части площади, балюстрадой, отделяющей
спортивные корты. С юго-востока площадь цветов переходит в лесопарк. Это
русский парк, созданный природой и гармонично включенный в усадьбу.
Лесопарк разделен на Верхний Бор, Дубраву, "Соловьиную чащу" (на
юго-восточной окраине), Березову. Рощу, вольеру для диких животных,
пруды. В лесопарке устроены прогулочные дорожки с площадками для игр
("Малый прогулочный круг" и "Большой круг"). Лесопарк граничил с
садово-огородным хозяйством, теплицей, паровой мельницей на прудах,
огромным островерхим корпусом сеновала, погребом (к востоку от замка) с шатровой кровлей, крытой зеленой черепицей.
![IMG_8010](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11298.jpg) Об этом удивительном замке в народе ходит множество легенд и преданий. Говорят о таинственных подвалах
с “каменными мешками”, в которых замуровывались неугодные помещику
Шереметеву крепостные, о мрачном подземелье, о ходах-лабиринтах, о
сказочных богатствах хозяина замка. История и судьба Шереметевского
замка – “жемчужины” Марий Эл, никого не оставила равнодушным.
На
фасадах, выполненных в нерегулярном сочетании разных архитектурных
стилей, украшенные каменной резьбой окна замка гармонично сочетаются с
бойницами средневекового замка . Здание состоит из пяти обособленных
блоков: Центрального, Северного Западного корпусов, Зимнего сада и
Восточного флигеля , где расположено более сотни различных
апартаментов..![IMG_8011](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11299.jpg)
![IMG_8017](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11304.jpg)
![IMG_8018](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11305.jpg)
![IMG_8028](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11313.jpg)
![IMG_8019](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11306.jpg)
Наибольшую историческую и культурную ценность
представляют «Зимний сад», Романовский, Гостиный, Арабский, Русский
Гостиный и Скобелевский залы замка. «Зимний сад» выделялся
прежде всего стеклянным куполом под которым росли королевские пальмы,
пол мозаичный. Спускаясь и поднимаясь по гранитной лестнице можно
увидеть сотообразную стену, которая идет по левой стороне. Зимний сад.
![IMG_7999](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11287.jpg)
![IMG_8000](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11288.jpg)
![IMG_7976](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11264.jpg) Романовский Зал или
Зал Торжественных Приемов – самый большой зал замка, представляет собою
прямоугольное помещение с высоким сводчатым потолком, с декоративными
распалубками, медальонами по всему параметру и натянутым карнизом. Его
освещают большие окна, выходящие на балкон парадного подъезда. Пол
паркетный, четыре двупольные двери. ![IMG_8001](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11289.jpg) Гостиный Зал
был предназначен для отдыха гостей, выходивших из Романовского зала.
Здесь часто проводили танцы. В гостиную ведут три двупольные филенчатые
двери черного дерева. Они были оформлены великолепными резными
порталами, столбами колонн, окантованными листьями капителей. Пол гранитный с мозаичным орнаментом. Панель камина, находящегося в этом зале привезена из раскопок Великих Помпей
![IMG_8003](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11291.jpg)
Арабский зал
был украшен растительным орнаментом. Потолки и стены расписаны
виноградной лозой. Посреди зала – два ряда колонн из очень редкого
пестроцветного вишневого мрамора. Стены были обтянуты разноцветным
шелком и гобеленом с вышивкой цветов. В верхней части южного фасада –
керамические решетки с заполнением из цветного стекла ![IMG_8004](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11292.jpg)
Русский Гостиный Зал
выполнен в классическом стиле дворцовых палат используемом
архитекторами при строительстве Московского Кремля, Петродворца,
Екатерининского Дворца и других старинных зданий России. Китайская комната плафон этой комнаты покрывает изящная лепнина, окрашенная в два цвета, что создает эффект особой чисто китайского уюта. Скобелевский Зал назван в честь генерала русской армии, героя Шипки и Плевны, участника Балканской войны Михаила Дмитриевича Скобелева.
Вся территория усадьбы обнесена крепостной стеной - начиналась от смотровой башни, которая поднималась по склону вверх. ![IMG_8024](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11309.jpg) Если Вы побываете в усадьбе, то узнаете великолепный дворец, вокруг которого воздвигнуты каменные крепостные стены, за которыми раскинулся сосновый парк с прудами. Главным входом на территорию усадьбы служат Западные ворота (получившие название "Столбы"): монументальные трехэтажные, полуциркульные в плане "Столбы" с сохранившимися участками крепостных стен и примыкающими к ним торгово-хозяйственными помещениями, организуют Красную площадь поселка, являясь ее доминантной, и претворяют впечатление внутри усадебного пространства.«Столбы» - два полусферных трехэтажных здания, соединенных однопролетной аркой, которые создают единую стилевую композицию крепостной стены. «Столбы» запирались глухими дубовыми воротами, мощной скульптурной фигурой несколько отделялись от самой стены и выступали на площадь Через
арочный свод Западных ворот зрителю постепенно раскрывается "главный
дом": впечатление великолепия замка и необычности его архитектурных
форм усиливается при подходе к замку по лучевым аллеям. Южным фасадом
замок ориентирован на р.Волгу и хорошо просматривается с дальних
просторов ее форватера. Внутренняя сторона
крепостной стены от «столбов» не белая, декорирована лепниной из
серого ноздреватого, как застывшая вулканическая лава, песчаника. Летом
её всю оплетает ярко-зеленый плющ и тогда она выглядит как мягкий
пушистый ковёр. Северные ворота– это два прямоугольных
каменных здания, достаточно высоких, соединенных между собой аркой,
выполненных в стиле русской архитектуры. Парк Шереметева построенный
в классическом нерегулярном русском стиле, имел площадь 40 гектаров.
Особую красоту парку придавали восемь водоемов: три пруда и пять
естественных озер. С южной стороны замка находится двухъярусный центральный газон с бассейном и балюстрадой. Возле восточного крыла находился ледник (погреб)
. Крыт был он глазированной черепицей зеленого цвета. Окончательно
достроен был только в 1887 г. И обошелся владельцу в 300 рублей. После
смерти последнего владельца усадьбы Шереметевых П.В. Шереметева
хозяйство пришло в упадок. Так как нижегородские власти приняли решение
эвакуировать из Нижегородского кремля кадетский корпус имени графа
Аракчеева, который разместился в замке Шереметевых. В 1920 году был
преобразован в трудовую школу-коммуны, которая находилась в замке до
1923 года. В конце 20-х годов на базе Юринского замка был открыт Дом
Отдыха «Юрино» , в котором отдыхали и укрепляли здоровье рабочие со
всей страны. В летнее время за одну смену здесь отдыхало до четырехсот
человек. В тридцатые годы здесь размещался Дом Культуры и некоторые
государственные учреждения района. В годы Великой Отечественной войны в
замке было общежитие семей верховного командования Красной армии и
представителей Советского правительства, находившихся в Юрина в
эвакуации. Позднее здесь размещалась Турбаза «Ветлуга», спортивная школа и учебный лагерь допризывной молодежи. С
1980 до 1983 года замок был заброшен. С 1983 г. замок вместе с
полуразрушенной южной частью западной крепостной стены взял на баланс
Козьмодемьянский завод «Копир» Министерства Радиоэлектронной
промышленности СССР, который начал реставрационно-восстановительные
работы. В октябре 2000 года было создано Государственное унитарное
предприятие Центр Туризма и Спорта «Замок Шереметева», которое
находилось в подчинении Министерства физической культуры, спорта и
туризма Республики Марий Эл. 1 июля 2001 года в Юрине создан
Российский Государственный историко-архитектурный Музей-заповедник
«Замок Шереметева», который объединил около 60 гектаров земель бывшего
имения в прежних границах. С этого дня все исторические объекты,
расположенные на данной площади переданы на баланс государственного
Научно-производственного центра по охране и использованию памятников
Министерства культуры Республики Марий Эл В перспективе планируется
полное восстановление Замка в первозданном виде готовится проект
восстановления Парка и частичное восстановление сооружений Юринского
Кремля. Замок Шереметева рассматривается как базовый объект
туристического назначения региональный, культурный центр музейного и
туристического развития. Ежегодно тысячи туристов восхищаются богатейшей архитектурой и интереснейшей историей Юрина. Усадьба
Шереметевых представляет собой усадебно-парковый комплекс с главным
зданием дворцового типа -замком, отделенный от поселка крепостными
стенами, подсобными и хозяйственными помещениями. Территория усадьбы
занимает возвышенную юго-западную часть поселка Юрино. Границами
усадьбы с севера и запада служат центральные улицы, поселковая Красная
площадь и сохранившиеся фрагменты крепостных стен с Северными и
Западными воротами; с юга территория усадьбы граничит с Чебоксарским
водохранилищем, с востока -лугами. Период
строительства усадебного комплекса соответствует расцвету эклектики в
архитектуре, соединившей элементы различных стилей. Смешение стилей -
западноевропейская и восточная готика, древнерусская и романская
архитектура, пожалуй в большей мере, чем в других шедеврах Х1Х века, отразилось на формах и декоративном убранстве Юринского замка. Многостилевой
декор и разнообразие форм фасадов (при довольно большой протяженности
южного и северного фасадов - 91 м) на первый взгляд скрывают замысел
объемно-планировочной композиции: замок "собран" из блокировочных2-х и
3-х этажных модулей со стороной по фасаду 6-7м, "нанизанных" на
коридоры и вестибюль "Зимнего сада". Такая композиция позволяла вести
очередность строительства и современный образ замка создавался
постепенно под руководством меняющихся зодчих: фасады и внутренняя
планировка не раз переделывалась по желанию заказчика, как и все прочее
в усадьбе. Об архитектурных поисках гармоничного образа южного фасада
замка свидетельствует письмо зодчего П.П.Малиновского к Шереметеву: " Восточное
(левое) крыло замка, предназначенное для флигеля, полностью не
осуществлено: не построена усадебная церковь. Стены замка возведены из
красного и черного кирпича качественного обжига (черный кирпич образует
контрастные горизонтальные полосы по фасадам). В сочетании с широко
используемыми белокаменными деталями (карнизами, оконными наличниками,
балконными балясинами и др.) стены являются нарядным фоном сложной
ритмической игры окон, башен, зубчатых парапетов, черных металлических
кровель, высоких дымоходных труб с различными по форме дымниками,
громоотводами и флюгерами. Междуэтажные перекрытия выполнены из
высококачественной древесины (ель, сосна). Окна
самых различных форм и размеров: прямоугольные, одиночные и спаренные,
с деревянными переплетами и переплетами, вырезанными из камня. Интерьеры. В замке два парадных входа: Северный (главный) и Южный - прогулочный, с видом на Волгу и выходом в Парк, и четыре "рабочих входа". Подвальные
помещения использовались под технические службы (калориферные
установки, водопроводные и канализационные узлы) и кладовые. Первый этаж замка занимали конторские, хозяйственные помещения и помещения прислуги. Второй этаж замка
- парадный. В залы второго этажа можно попасть через Северный парадный
вход по двумаршевой лестнице просторного вестибюля и через Южный
парадный вход по окруженной колоннадной гранитной лестницевестибюля
"Зимнего сада". Второй этаж - парадный. Здесь принимали только
гостей, здесь же преимущественно размещалась большаячасть исторических
и художественных ценностей. В отличие от электического стиля фасадов замкового комплекса каждый интерьер зала или
кабинета уникален, отвечает одному стилевому направлению. Амфиладная
планировка сообщающихся залов дополнена коридорными сообщениями:
"Большая гостиная" - "Восточный кабинет" - "Китайская столовая"
-"Картинная галерея" - "Курительная комната" - "Кабинет хозяина"
("Дубовая комната") - "Русская комната" - "Скобелевский зал" -"Зимний
сад".На втором и третьем этаже размещаются
господские спальни, туалетные и ванные комнаты(ванная комната с
"банной", вырубленной и отшлифованной из цельного гранитного блока
розового цвета). С балкона детских комнат третьего этажа по крутой
лестнице мы попадем на главную обзорную башню. Интерьеры
были выполнены как уникальные произведения архитектуры и искусства:
разнообразные покрытия полов (отнаборного дубового паркета до мозаичных
гранитных орнаментов);![IMG_7998](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11286.jpg) кессонные потолки, потолки со сложными профилями карнизов ицентральными плафонами, потолки сводчатые;![IMG_7987](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11275.jpg)
![IMG_7988](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11276.jpg)
отделка стен ценнымипородами древесины, тканевая отделка, отделка стен природным камнем сустройством каминов (8 каминных залов);![IMG_8012](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11300.jpg)
![IMG_7992](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11280.jpg) большое
количество картин -подлинников по стенам и декоративных тарелок
различных форм и художественных сюжетов на подвесках; колоннады
различных ордеров; люстры, канделябры, бронзовые светильники; резная
дубовая мебель,мелкая плетенная мебель и многое другое.
![IMG_7975](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11263.jpg)
![IMG_7986](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11274.jpg)
![IMG_7989](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11277.jpg)
![IMG_7990](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11278.jpg)
![IMG_7991](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11279.jpg)
![IMG_8002](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11290.jpg)
![IMG_8007](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11295.jpg)
![IMG_8014](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11301.jpg)
![IMG_8015](http://content.foto.mail.ru/mail/veraiv74/10984/i-11302.jpg) Поражает
своим великолепием и богатством действующий Михайло-Архангельский храм.
Подобного храмового строения не найти на всём левобережье Волги. Девять
его мощных куполов с волшебной силой очаровывают каждого. В трепетное
волнение приводит и само монументальное строение. С высоты птичьего
полета храм имеет форму креста. Каменная церковь Михайло Архангела построенного в 1889 г., на территории которого построен родовой склеп Шереметевых. История
ее строительства вкратце такова. В Юрине недалеко от замка на
холме,называемом «маковка», стояла деревянная церковь во имя
АрхангелаМихаила. В середине XIX в. храм не вмещал всех желающих.
Назрела необходимость постройки новой церкви. Деньги собирались всем
миром. Немалые средства выделили Шереметевы, владельцы замка и усадьбы.
Свой вклад внесли купцы, рабочие предприятий, крестьяне. Новая
двухэтажная каменная церковь была построена в 1869-1889 гг. Старый
деревянный храм стоял в Юрине до 20-х годов ХХ в., когда во время
пожара сгорел и более не восстанавливался. К сожалению, не известно имя
зодчего новой Михаило-Архангельской церкви. Известны лишь фамилии
некоторых строителей храма: Смысловы, Морозовы, Беляковы. Ясно одно:
церковь строилась не по типовому проекту. Она очень оригинальна по
своей композиции и декору. В основу храма положен тип построек
“восьмерик на четверике”. Вокруг четверика по сторонам креста
пристроены приделы, завершенные могучими арками (закомарами), а по
диагонали в общую композицию удачно были вписаны башенки. В итоге
пятиглавый четверик дополнялся еще четырьмя куполами. Девятиглавый храм
выглядел величественно и торжественно. Сочетание двух цветов — красного
и белого — подчеркивает нарядность и праздничность всего сооружения.
Небольшая трапезнаясвязывает храм с колокольней, сохранившей только
один ярус из трех.
Стены и своды храма были расписаны нижегородскими и владимирскими мастерами. При храме был погост.
Здесь хоронили священнослужителей. В специальном склепе были погребены
Василий Петрович, Ольга Дмитриевна и их сын Петр Васильевич Шереметевы
— последние перед революцией 1917 г. владельцы усадьбы и замка. В 30-е
гг. ХХ в. Михаило-Архангельский храм был закрыт и подвергся разорению.
Сброшены колокола, сняты кресты, замазана роспись интерьеров. В феврале
1941 г. Юринский райисполком сообщал, что церковь переоборудована под
кинотеатр и клуб. На первом этаже храма демонстрировались кинофильмы, а
на втором находился клуб. В 1989 г. по просьбе жителей Юринского
района храм был возвращен верующим. Начались реставрационные работы,
продолжающиеся и сегодня. 19 ноября 1991 г. на главный купол был
возведен большой крест, а 8 августа 1996 г. состоялось освящение
епископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном Никольского придела
храма. Юринская жемчужина вновь обрела свое истинное предназначение.
|