ЗАМОК ШЕРЕМЕТЕВЫХ
В месте впадения реки Ветлуги в великую реку Волгу, на границе
Нижегородской области и Республики Марий Эл, находится посёлок Юрино,
ранее называвшийся село Архангельское. Здесь расположен уникальный
замок, который с давних времён именуют "жемчужиной" Поволжья. Замок
похож на средневековый, с зубчатыми башнями, с цветными витражами, и
прозрачным куполом зимнего сада.

Овеянный легендами, он манит неведомой таинственностью и своеобразной
красотой, уводит в глубокую старину…Немного сооружений найдется на
средней Волге, подобных дворцу Шереметевых.
Расположение замка и его парка в благоприятных природных условиях:
близость рек Волги, Суры, Ветлуги, наличие на значительных площадях
девственных лесов сосны, дуба, березы, ели и других пород - привлекала
русских художников, писателей, историков. В замке бывал Короленко,
который описал его достопримечательности, посещал замок художник
Айвазовский. Местный ландшафт способствует снятию стресса. В своё
время для строительства этого замка понадобилось создать вокруге целую
инфраструктуру. Возник кирпичный заводик, который производил и черепицу
для крыши, текстильный завод. Сделали «подсобное хозяйство», где
выращивались на только традиционные для наших мест овощи-фрукты, но и
всякая экзотика в теплицах – апельсины, лимоны, и т.д. Чтобы
обслуживать замок, тоже требовалось немало людей и труда, поэтому в конце XIX – начале XX века в Юрино был самый расцвет. Но
печальна судьба “народного достояния”: в революционные годы отсюда были
вывезены в Нижний Новгород ценные коллекции предметов и картин, оружие
и очень дорогая мебель, почти музейные экспонаты, богатая библиотека,
атрибуты, так называемой, “восточной комнаты” исчезли бесследно. Открываются
двери (сохранившиеся еще с тех времен!), мы заходим гурьбой внутрь.
Останавливаемся у надписи на полу: “Salve”, что по-латински означает –
“здравствуй”.
 Далее
широкая гранитная лестница ведет нас в бывший зимний сад, расположенный
под большим стеклянным куполом. Здесь устроены узорные витые решетки, а
в оранжерее раньше росли пальмы и другие южные самые диковинные
растения и цветы.

Купол над зимним садом. Раньше он был из хрусталя.
 Из зимнего сада можно попасть в длинную залу, где находилась картинная галерея.





 Огромная
резная деревянная дверь соединяет бывшую картинную галерею с большой
гостиной, в которой из мебели лишь широкий древний камин эпохи
Возрождения, а по преданиям здесь же находилась одна из статуй
Афродиты, вывезенная графом из Греции. По словам нашего гида, в
северной части замка была расположена комната, называемая “кабинетом
Скобелева”, где размещалась богатейшая коллекция оружия разных эпох. В
коллекцию входило и именное оружие, принадлежавшее знаменитому генералу
Скобелеву. Далее мы следуем в “восточную” или “красную” комнату. От
былой пышности и богатства (а раньше она была вся в позолоте и
персидских коврах) остались лишь одиноко стоящие малахитовые колонны,
росписи плафона и остатки керамических решеток окон. А на полу,
инкрустированном цветным материалом, сохранились загадочные надписи.
 Восточный кабинет. Камин.
Из
“восточной” комнаты дверь ведет в библиотеку, через которую можно
пройти в кабинет владельца замка или так называемую “дубовую комнату”,
где потолок, косяки, двери были выполнены из дуба. Комнаты, коридоры,
лестницы, балконы, террасы, сводчатые перекрытия и прорезанные в
массивных стенах окна в форме круга или узких бойниц, ходы-сообщения,
связывающие одни части замка с другими – все напоминает огромный лабиринт.
Еще
одна винтовая лестница. Она уводит нас вверх, на смотровую площадку
главной башни. А там с тридцатиметровой высоты нашему взору открывается
захватывающая картина: все Юрино – как на ладони, а какой вид на Волгу!
 С
обзорной стороны башни открывается вид на территорию усадьбы, поселок и
Волжские просторы. До наших дней в основном сохранилась планировочная
структура усадьбы с Южной площадью перед замком и подступающим к ней
лесопарком. Раньше Южная площадь, обращенная к Волге, представляла
собой волшебную плантацию прекрасных цветов с огромным фонтаном,
беседкой в юго-западной части площади, балюстрадой, отделяющей
спортивные корты. С юго-востока площадь цветов переходит в лесопарк. Это
русский парк, созданный природой и гармонично включенный в усадьбу.
Лесопарк разделен на Верхний Бор, Дубраву, "Соловьиную чащу" (на
юго-восточной окраине), Березову. Рощу, вольеру для диких животных,
пруды. В лесопарке устроены прогулочные дорожки с площадками для игр
("Малый прогулочный круг" и "Большой круг"). Лесопарк граничил с
садово-огородным хозяйством, теплицей, паровой мельницей на прудах,
огромным островерхим корпусом сеновала, погребом (к востоку от замка) с шатровой кровлей, крытой зеленой черепицей.
 Об этом удивительном замке в народе ходит множество легенд и преданий. Говорят о таинственных подвалах
с “каменными мешками”, в которых замуровывались неугодные помещику
Шереметеву крепостные, о мрачном подземелье, о ходах-лабиринтах, о
сказочных богатствах хозяина замка. История и судьба Шереметевского
замка – “жемчужины” Марий Эл, никого не оставила равнодушным.
На
фасадах, выполненных в нерегулярном сочетании разных архитектурных
стилей, украшенные каменной резьбой окна замка гармонично сочетаются с
бойницами средневекового замка . Здание состоит из пяти обособленных
блоков: Центрального, Северного Западного корпусов, Зимнего сада и
Восточного флигеля , где расположено более сотни различных
апартаментов..




Наибольшую историческую и культурную ценность
представляют «Зимний сад», Романовский, Гостиный, Арабский, Русский
Гостиный и Скобелевский залы замка. «Зимний сад» выделялся
прежде всего стеклянным куполом под которым росли королевские пальмы,
пол мозаичный. Спускаясь и поднимаясь по гранитной лестнице можно
увидеть сотообразную стену, которая идет по левой стороне. Зимний сад.


 Романовский Зал или
Зал Торжественных Приемов – самый большой зал замка, представляет собою
прямоугольное помещение с высоким сводчатым потолком, с декоративными
распалубками, медальонами по всему параметру и натянутым карнизом. Его
освещают большие окна, выходящие на балкон парадного подъезда. Пол
паркетный, четыре двупольные двери.  Гостиный Зал
был предназначен для отдыха гостей, выходивших из Романовского зала.
Здесь часто проводили танцы. В гостиную ведут три двупольные филенчатые
двери черного дерева. Они были оформлены великолепными резными
порталами, столбами колонн, окантованными листьями капителей. Пол гранитный с мозаичным орнаментом. Панель камина, находящегося в этом зале привезена из раскопок Великих Помпей

Арабский зал
был украшен растительным орнаментом. Потолки и стены расписаны
виноградной лозой. Посреди зала – два ряда колонн из очень редкого
пестроцветного вишневого мрамора. Стены были обтянуты разноцветным
шелком и гобеленом с вышивкой цветов. В верхней части южного фасада –
керамические решетки с заполнением из цветного стекла 
Русский Гостиный Зал
выполнен в классическом стиле дворцовых палат используемом
архитекторами при строительстве Московского Кремля, Петродворца,
Екатерининского Дворца и других старинных зданий России. Китайская комната плафон этой комнаты покрывает изящная лепнина, окрашенная в два цвета, что создает эффект особой чисто китайского уюта. Скобелевский Зал назван в честь генерала русской армии, героя Шипки и Плевны, участника Балканской войны Михаила Дмитриевича Скобелева.
Вся территория усадьбы обнесена крепостной стеной - начиналась от смотровой башни, которая поднималась по склону вверх.  Если Вы побываете в усадьбе, то узнаете великолепный дворец, вокруг которого воздвигнуты каменные крепостные стены, за которыми раскинулся сосновый парк с прудами. Главным входом на территорию усадьбы служат Западные ворота (получившие название "Столбы"): монументальные трехэтажные, полуциркульные в плане "Столбы" с сохранившимися участками крепостных стен и примыкающими к ним торгово-хозяйственными помещениями, организуют Красную площадь поселка, являясь ее доминантной, и претворяют впечатление внутри усадебного пространства.«Столбы» - два полусферных трехэтажных здания, соединенных однопролетной аркой, которые создают единую стилевую композицию крепостной стены. «Столбы» запирались глухими дубовыми воротами, мощной скульптурной фигурой несколько отделялись от самой стены и выступали на площадь Через
арочный свод Западных ворот зрителю постепенно раскрывается "главный
дом": впечатление великолепия замка и необычности его архитектурных
форм усиливается при подходе к замку по лучевым аллеям. Южным фасадом
замок ориентирован на р.Волгу и хорошо просматривается с дальних
просторов ее форватера. Внутренняя сторона
крепостной стены от «столбов» не белая, декорирована лепниной из
серого ноздреватого, как застывшая вулканическая лава, песчаника. Летом
её всю оплетает ярко-зеленый плющ и тогда она выглядит как мягкий
пушистый ковёр. Северные ворота– это два прямоугольных
каменных здания, достаточно высоких, соединенных между собой аркой,
выполненных в стиле русской архитектуры. Парк Шереметева построенный
в классическом нерегулярном русском стиле, имел площадь 40 гектаров.
Особую красоту парку придавали восемь водоемов: три пруда и пять
естественных озер. С южной стороны замка находится двухъярусный центральный газон с бассейном и балюстрадой. Возле восточного крыла находился ледник (погреб)
. Крыт был он глазированной черепицей зеленого цвета. Окончательно
достроен был только в 1887 г. И обошелся владельцу в 300 рублей. После
смерти последнего владельца усадьбы Шереметевых П.В. Шереметева
хозяйство пришло в упадок. Так как нижегородские власти приняли решение
эвакуировать из Нижегородского кремля кадетский корпус имени графа
Аракчеева, который разместился в замке Шереметевых. В 1920 году был
преобразован в трудовую школу-коммуны, которая находилась в замке до
1923 года. В конце 20-х годов на базе Юринского замка был открыт Дом
Отдыха «Юрино» , в котором отдыхали и укрепляли здоровье рабочие со
всей страны. В летнее время за одну смену здесь отдыхало до четырехсот
человек. В тридцатые годы здесь размещался Дом Культуры и некоторые
государственные учреждения района. В годы Великой Отечественной войны в
замке было общежитие семей верховного командования Красной армии и
представителей Советского правительства, находившихся в Юрина в
эвакуации. Позднее здесь размещалась Турбаза «Ветлуга», спортивная школа и учебный лагерь допризывной молодежи. С
1980 до 1983 года замок был заброшен. С 1983 г. замок вместе с
полуразрушенной южной частью западной крепостной стены взял на баланс
Козьмодемьянский завод «Копир» Министерства Радиоэлектронной
промышленности СССР, который начал реставрационно-восстановительные
работы. В октябре 2000 года было создано Государственное унитарное
предприятие Центр Туризма и Спорта «Замок Шереметева», которое
находилось в подчинении Министерства физической культуры, спорта и
туризма Республики Марий Эл. 1 июля 2001 года в Юрине создан
Российский Государственный историко-архитектурный Музей-заповедник
«Замок Шереметева», который объединил около 60 гектаров земель бывшего
имения в прежних границах. С этого дня все исторические объекты,
расположенные на данной площади переданы на баланс государственного
Научно-производственного центра по охране и использованию памятников
Министерства культуры Республики Марий Эл В перспективе планируется
полное восстановление Замка в первозданном виде готовится проект
восстановления Парка и частичное восстановление сооружений Юринского
Кремля. Замок Шереметева рассматривается как базовый объект
туристического назначения региональный, культурный центр музейного и
туристического развития. Ежегодно тысячи туристов восхищаются богатейшей архитектурой и интереснейшей историей Юрина. Усадьба
Шереметевых представляет собой усадебно-парковый комплекс с главным
зданием дворцового типа -замком, отделенный от поселка крепостными
стенами, подсобными и хозяйственными помещениями. Территория усадьбы
занимает возвышенную юго-западную часть поселка Юрино. Границами
усадьбы с севера и запада служат центральные улицы, поселковая Красная
площадь и сохранившиеся фрагменты крепостных стен с Северными и
Западными воротами; с юга территория усадьбы граничит с Чебоксарским
водохранилищем, с востока -лугами. Период
строительства усадебного комплекса соответствует расцвету эклектики в
архитектуре, соединившей элементы различных стилей. Смешение стилей -
западноевропейская и восточная готика, древнерусская и романская
архитектура, пожалуй в большей мере, чем в других шедеврах Х1Х века, отразилось на формах и декоративном убранстве Юринского замка. Многостилевой
декор и разнообразие форм фасадов (при довольно большой протяженности
южного и северного фасадов - 91 м) на первый взгляд скрывают замысел
объемно-планировочной композиции: замок "собран" из блокировочных2-х и
3-х этажных модулей со стороной по фасаду 6-7м, "нанизанных" на
коридоры и вестибюль "Зимнего сада". Такая композиция позволяла вести
очередность строительства и современный образ замка создавался
постепенно под руководством меняющихся зодчих: фасады и внутренняя
планировка не раз переделывалась по желанию заказчика, как и все прочее
в усадьбе. Об архитектурных поисках гармоничного образа южного фасада
замка свидетельствует письмо зодчего П.П.Малиновского к Шереметеву: " Восточное
(левое) крыло замка, предназначенное для флигеля, полностью не
осуществлено: не построена усадебная церковь. Стены замка возведены из
красного и черного кирпича качественного обжига (черный кирпич образует
контрастные горизонтальные полосы по фасадам). В сочетании с широко
используемыми белокаменными деталями (карнизами, оконными наличниками,
балконными балясинами и др.) стены являются нарядным фоном сложной
ритмической игры окон, башен, зубчатых парапетов, черных металлических
кровель, высоких дымоходных труб с различными по форме дымниками,
громоотводами и флюгерами. Междуэтажные перекрытия выполнены из
высококачественной древесины (ель, сосна). Окна
самых различных форм и размеров: прямоугольные, одиночные и спаренные,
с деревянными переплетами и переплетами, вырезанными из камня. Интерьеры. В замке два парадных входа: Северный (главный) и Южный - прогулочный, с видом на Волгу и выходом в Парк, и четыре "рабочих входа". Подвальные
помещения использовались под технические службы (калориферные
установки, водопроводные и канализационные узлы) и кладовые. Первый этаж замка занимали конторские, хозяйственные помещения и помещения прислуги. Второй этаж замка
- парадный. В залы второго этажа можно попасть через Северный парадный
вход по двумаршевой лестнице просторного вестибюля и через Южный
парадный вход по окруженной колоннадной гранитной лестницевестибюля
"Зимнего сада". Второй этаж - парадный. Здесь принимали только
гостей, здесь же преимущественно размещалась большаячасть исторических
и художественных ценностей. В отличие от электического стиля фасадов замкового комплекса каждый интерьер зала или
кабинета уникален, отвечает одному стилевому направлению. Амфиладная
планировка сообщающихся залов дополнена коридорными сообщениями:
"Большая гостиная" - "Восточный кабинет" - "Китайская столовая"
-"Картинная галерея" - "Курительная комната" - "Кабинет хозяина"
("Дубовая комната") - "Русская комната" - "Скобелевский зал" -"Зимний
сад".На втором и третьем этаже размещаются
господские спальни, туалетные и ванные комнаты(ванная комната с
"банной", вырубленной и отшлифованной из цельного гранитного блока
розового цвета). С балкона детских комнат третьего этажа по крутой
лестнице мы попадем на главную обзорную башню. Интерьеры
были выполнены как уникальные произведения архитектуры и искусства:
разнообразные покрытия полов (отнаборного дубового паркета до мозаичных
гранитных орнаментов); кессонные потолки, потолки со сложными профилями карнизов ицентральными плафонами, потолки сводчатые;

отделка стен ценнымипородами древесины, тканевая отделка, отделка стен природным камнем сустройством каминов (8 каминных залов);
 большое
количество картин -подлинников по стенам и декоративных тарелок
различных форм и художественных сюжетов на подвесках; колоннады
различных ордеров; люстры, канделябры, бронзовые светильники; резная
дубовая мебель,мелкая плетенная мебель и многое другое.








 Поражает
своим великолепием и богатством действующий Михайло-Архангельский храм.
Подобного храмового строения не найти на всём левобережье Волги. Девять
его мощных куполов с волшебной силой очаровывают каждого. В трепетное
волнение приводит и само монументальное строение. С высоты птичьего
полета храм имеет форму креста. Каменная церковь Михайло Архангела построенного в 1889 г., на территории которого построен родовой склеп Шереметевых. История
ее строительства вкратце такова. В Юрине недалеко от замка на
холме,называемом «маковка», стояла деревянная церковь во имя
АрхангелаМихаила. В середине XIX в. храм не вмещал всех желающих.
Назрела необходимость постройки новой церкви. Деньги собирались всем
миром. Немалые средства выделили Шереметевы, владельцы замка и усадьбы.
Свой вклад внесли купцы, рабочие предприятий, крестьяне. Новая
двухэтажная каменная церковь была построена в 1869-1889 гг. Старый
деревянный храм стоял в Юрине до 20-х годов ХХ в., когда во время
пожара сгорел и более не восстанавливался. К сожалению, не известно имя
зодчего новой Михаило-Архангельской церкви. Известны лишь фамилии
некоторых строителей храма: Смысловы, Морозовы, Беляковы. Ясно одно:
церковь строилась не по типовому проекту. Она очень оригинальна по
своей композиции и декору. В основу храма положен тип построек
“восьмерик на четверике”. Вокруг четверика по сторонам креста
пристроены приделы, завершенные могучими арками (закомарами), а по
диагонали в общую композицию удачно были вписаны башенки. В итоге
пятиглавый четверик дополнялся еще четырьмя куполами. Девятиглавый храм
выглядел величественно и торжественно. Сочетание двух цветов — красного
и белого — подчеркивает нарядность и праздничность всего сооружения.
Небольшая трапезнаясвязывает храм с колокольней, сохранившей только
один ярус из трех.
Стены и своды храма были расписаны нижегородскими и владимирскими мастерами. При храме был погост.
Здесь хоронили священнослужителей. В специальном склепе были погребены
Василий Петрович, Ольга Дмитриевна и их сын Петр Васильевич Шереметевы
— последние перед революцией 1917 г. владельцы усадьбы и замка. В 30-е
гг. ХХ в. Михаило-Архангельский храм был закрыт и подвергся разорению.
Сброшены колокола, сняты кресты, замазана роспись интерьеров. В феврале
1941 г. Юринский райисполком сообщал, что церковь переоборудована под
кинотеатр и клуб. На первом этаже храма демонстрировались кинофильмы, а
на втором находился клуб. В 1989 г. по просьбе жителей Юринского
района храм был возвращен верующим. Начались реставрационные работы,
продолжающиеся и сегодня. 19 ноября 1991 г. на главный купол был
возведен большой крест, а 8 августа 1996 г. состоялось освящение
епископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном Никольского придела
храма. Юринская жемчужина вновь обрела свое истинное предназначение.
|